minfo47 (minfo47) wrote,
minfo47
minfo47

"Смоленские вёрсты". Владимирский Тупик.

Холм Жирковский и Владимирский Тупик. Завершение дневного пути.


Экономика: Леспромхоз и два лесничества.


Есть такие места в нашей необъятной стране, где лучше и не жить. Иногда они встречаются на границах областей: когда одна область фактически давным давно закончилась (вместе со всеми благами цивилизации), а до другой еще пилить и пилить!



Знакомьтесь, Владимирский тупик! Ни там ни сям, а где-то между...


Продолжение
Начало: "Смоленские вёрсты". Можайск. (Часть 1-я) - здесь
Продолжение: "Смоленские вёрсты". Можайск. (Часть 2-я) - здесь
Продолжение: "Смоленские вёрсты". Можайск. (Лужецкий монастырь) - здесь
Продолжение: "Смоленские вёрсты". Вязьма. - здесь
Продолжение: "Смоленские вёрсты". Вязьма (Монастырь Иоанна Предтечи) - здесь
Продолжение: "Смоленские вёрсты". Хмелита. Век нынешний. - здесь
Продолжение: "Смоленские вёрсты". Хмелита. Век минувший. - здесь
Продолжение: "Смоленские вёрсты". Холм Жирковский. - здесь




Помните на чем закончилась предыдущая часть? Напоминаю:

Впереди замаячили очень колоритные вехи нашего пути – два предупреждающих знака – «Железнодорожный переезд без шлагбаума».





Ну, приехали мы к переезду! И чо? Радости, конечно же полные щеки, только вот времени-то уже 5 часов вечера! И хоть железка нам сверкает на накренившемся солнышке, только искали мы не совсем ее, а немного другую.











По крайней мере, теперь перед нами брезжит этап «доделать», потому что мы это практически сделали!





На железнодорожном километровом столбе не название дороги (Route 66), а километраж, и значит нам катить до реального Тупика еще километра три. Катим.








Вот он! Тот долгожданный миг, работающий буквально как машина времени – мы в настоящем прошлом – Владимир(ОВ!!!)ский тупик.


Стас у указателя "ВладимирОВский тупик"


Пока еще не во что не уперевшись (ибо тупик – это тупик), крутим ногами и головами – по краям разъезженной грунтовки пыльный кустарник, а за ним справа мелькает «железка». Слева по-диагонали от дороги выстроился ряд типовых домов – советский рабочий поселок(?).


Централизованная застройка


Вкатываем, смотрим. На нас тоже смотрят. Доезжаем до конца улицы – ничего, боль менее похожего на искомое, не видно. Лишь трансформаторная будка с родным названием и капитанским номером (7), хотя число явно двухзначное да и Коля откапитанился, но это уже не так важно.





Впечатлила дорожка к школе. Фонари (зачем-то пережившие сами себя), как будто нищие слепцы, выстроились на нашем пути и просят подаяния. Зрелище немного удручающее и ужасающее. Но в то же время они искусно-красивы даже в таком бедном виде.












Урок из школьной программы и дальше, на поиски…


Тупиковская муниципальная средняя общеобразовательная школа Холм Жирковского р-на Смоленской области



Выбираемся на окраину, вновь вдоль железки. Здания. Полузаброшенные здания. Заброшенные здания. Какие-то оазисы хозяйственности и самодостаточности. Памятники… Опять эта военная тема…













Еще один переезд. И перед нами конец географии – остановка «Владимирский тупик». И ее мы нашли!
Полшестого времени. А у нас дело не стоит. Нам еще вперед и вперед, про «возвращаться» пока не думаем, хотя звоночки-то звенят. То самое «время длинных теней» почти наступило.


Последний переезд перед станцией "Владимирский Тупик"









Вновь попадаются очень интересные артефакты.


Проверка на габаритность



Теперь мы едем по дороге_вдоль_дороги. Кто догадается, что здесь было?



Правильно! Это разобранная узкоколейка! И, конечно же, интересна нам именно она! Но будем искать более впечатляющие доказательства ее недавнего бурного существования.






Рассматривать и выдумывать композиционные решения не хочется, время толкает в спину. Мамонтоподобные трелевочники «Онежец», какие-то досчатые северные дорожки-настилы, уже неработающий магазин, фельдшерский пункт. Почти как в тайге.


"Онежец"





Магазин


Владимирский тупик, ул. Железнодорожная, дом 1




Замечаю куда-то собравшуюся тарахтеть «Буханку»: Стас, спроси у мужиков, где нам найти то, что мы ищем!
- Ребят, узкоколейку разобрали. Мы повернем налево и поедем на охоту, а вам направо - сколько сможете проехать - проедите.





Прибор (GPS) говорит, что мы начали делать аккуратную петлю по часовой стрелке. Ну, что ж, неплохо – два дела сразу – и к цели ближе и к дому.






Выбираемся на насыпь – эта часть пути нам давалась нелегко – катиться по узкоколеечным шпалам, которые уже не раз пробовали перемалывать какие-то трехосные автомобили-вездеходы, техничное занятие.






Узкоколейный разъезд



По устройству с обычной железной дорогой узкоколейная похожа, но вот по факту это немного иное: просто напиленные стволы первых попавшихся деревьев, уложенные то одно к одному, то абы как.
Едем, везем велы, вновь едем и опять везем, вобщем, прорываемся. А времени почти семь вечера…







Нутром чую, что не может ничего не быть, даже если абсолютно все разобрали и увезли. Не может не быть.
За деревьями и зарослями мелькнуло какое-то строение из белого силикатного кирпича – ну его нафих, не полезем. Какой-то деревянный трухлявый сруб.





Вагон! Это Клад! Мы нашли то, что искали!




Можно сказать, что умудрились застать и помахать вслед последнему вагону ушедшего навсегда поезда.
И наплевать теперь на время, все равно возвращаться домой придется в ночи.

Начинаем виться вокруг этой уникальности конца первого десятилетия начала третьего тысячелетия. Простой остов узкоколейного вагона.








Рядом полуразрушенное здание, явно – узкоколейное депо. Глаз буквально цепляется за каждый звук, слог «того» времени – больше ничего не изолирующий изолятор на стене, ничего не включающий выключатель, бесполезная полка, лежащая лицом вверх «убитая» дверь… Когда-то тут скрипело и звенело железо, воняло соляркой и ярко пахло свежеспиленной сосной, стоял трехэтажный мат и слышались вздохи уставших работяг (вполне возможно, что и на немецком языке тоже).



Старое депо Тупиковской УЖД





Нач. РММ (Начальник Ремонтно-механической мастерской)





Полочка :)


Сквозь крышу









Еще немного покрутились у вагончика. Обнаружились следы статистики – журнал учета выдачи всяческих необходимостей.

Это сейчас смешно читать про выданную пару рукавиц. А раньше ее, наверное, выдавали на полгода и работай как знаешь, если по пьяни прогулял – или «босиком» работай или иди, упрашивай бригадира, что б новые выписал.











! Далее все маленькие фото кликабельны (открываются в новом окне), схлопываются при нажатии на большое фото.





Времени восьмой час вечера. Смешнеет на глазах… Скоро не только смешнеть начнет, но и темнеть и холоднеть, а голодать уже начинает, да и пить хочется почти из луж.


Я на крыше вагона






Продвигаемся чуть вперед – попадаются будки. В чреве одной из них узкоколейная мотодрезина. Скорее всего, и в других вагончиках базировались аналогичные приспособы и другие железнодорожные причиндалы..





Мотодрезина


Обрывок цепи бензопилы


Меня постоянно тянет вперед. Стас что-то притупливает и планомерно отщелкивает очередные мегабайты.















Еду. Кручу, как обычно, ногами и головой…





«Стас, они еще живы!» – наверное, так бы я закричал ему сейчас, увидев мелькнувшие за кустарниками и металлоломом узкоколейные вагоны и тепловозы!


ТУ6А и ГМД


Дальше все было как в самом отличном сне – беспрепятственно пробрались на территорию, бросили велосипеды и полезли рассматривать «музей».

По некоторым данным эта узкоколейка начала свою жизнь в 1943 году. Использовались трофейные рельсы и подвижной состав. Работали военнопленные, зэки и вольнонаемные.


На сегодняшний день здесь доживают, а точнее достаивают (ибо отжили) свой срок несколько локомотивов и вагонов. Им даже негде больше проехать 100 метров - все пути за забором уже разобраны.

В основном это тепловозы ТУ6А, а зелененький 51-й «газон» - это автодрезина ГМД, вроде как железнодорожный автомобиль начальника местной УЖД.


Автодрезина ГМД








Сразу вспоминается музей узкоколейных дорог под Переславлем-Залесским. И тамошний начальник шарахался не на каком-то грузовике, а на ЗиМе! Но, то именно музей, а здесь «настоящие»!








Конечно, очень хотелось, что бы по цене чер.мета они ушли не на переплавку, а хотя бы в тот самый Переславль-Залесский. Ведь еще год, максимум два, и эти распилят за бесценок.






А рельсы! Некоторые из них имеют клеймо начала 20 века и фамилию Krupp! Да-да, рельсы от "пушечного короля" Альфреда Круппа.





Да, что тут говорить? Просто успейте посмотреть на фотографии, хотя они и не такие уникальные. Но наша задача теперь решена примерно на 200%, потому что когда был обнаружен тот самый одинокий зеленый вагон, я уже считал, что мы достигли намеченной цели.





























Еще немного гуляем по опустевшему депо (или какому-то ремонтному цеху), делаем дополнительные несколько кадров, беседуем с охранником. Кстати, он появился минут через 5 нашего пребывания и мы практически сразу объяснили суть своего визита и получили одобряющую улыбку в ответ. Мы – путешественники!









Поскольку наша вода давно закончилась, а до новой еще добраться надо, он поделился с нами своей. Было прикольно приложиться к сильно запользованной поллитровой банке, которая годами может посоревноваться с некоторыми из нас (по своему виду). Вот уж действительно, путешествие во времени… Типичный советский музейный экспонат – банка для кипячения чая.





Расстаемся почти друзьями. Жаль, что сюда не отправишь электронную почту и не скинешь ссылку на фотографии или отчет. А еще он нам рассказал, что у них здесь есть пекарня в поселке, но сейчас она закрыта. Наверное, это был бы очередной самый вкусный хлеб, который мы со Стасом в принципе очень любим, а сейчас и вовсе начинаем «голодовать».





Выбираемся, эмоций через край теперь, но пить и есть все равно хочется. А тем временем наступает черед тех самых «длинных теней».

Находим в поселке колодец, приваливаемся, вдоволь напиваемся холодной воды, досматриваем крайние эпизоды «Из жизни тупичковских…», едим напополам фронтовой сникерс. Надо отправляться в обратную дорогу. Времени скоро восемь вечера…



Колодец на централизованно застроенной улице Владимирского Тупика.










Расчерченный неместными самолетами закат нас подсвечивал слева сзади некоторое время. Остатки кураги поделены как и сникерс - пополам. Пришла пора утепляться. Надето было практически все, что было с собой. На сей раз оплошал Стас и решил, что крайнюю одежку будет надевать, когда совсем будет подмерзать. Ждать пришлось недолго)))


Закат нас провожал где-то по дороге к Холм Жирковскому


Длинные тени… Нет, теперь уже была длинная темень. Дорога изобиловала спусками-подъемами, и очередной нырок вниз ожидался как незапланированное окунание в проруби – настолько резок был контраст температур «повыше» и «пониже». С содроганием думалось о том, как некоторое время придется ехать параллельно Днепру. Ничего, выдюжили и это.


В Холм Жирковском нашли работающий магаз, затарились «офисными радостями» и нормальной едой, нашли тихую беседку у дома на краю города, накрыли стол, плотно подкрепились горячей пищей и в десять вечера укрутили в ночь.


Стас "хомячит"


Иногда температура падала до +2С, но в основном колебалась от 3 до 4-х. Ехать было почти терпимо (ненавижу холод!).
Поулыбал Стас. Когда в очередной раз он предстал пред фактом полностью севших батареек, я отдал ему налобник. В ответ услышал следующее: Я никогда не ездил с таким ярким светом. Вобщем, быггг.

Небо светило луной как 15-ваттной лампочкой, звезды светодиодиками распылились по всему куполу…
Тишина. Ночь. Дом. Тепло. Улыбчиво. Сон.



Более чем лаконично о Владимирском Тупике на Википедии
Интересная история Тупиковской узкоколейной железной дороги - здесь


Сухенькое "Хмелита - Холм Жирковский - Тупик (и обратно)":

Выехали - примерно 13:30
Приехали - 02:12
Trip - 124.7 km
RT - 7:07:50 h
Avg - 17.4 km/h
Max - 45 km/h
Navi - 207.68 km
Odo1 - 478 km
Trip Alt - 681 m




...и как бы между прочим:
19 мая - в этот день в 1891 Во Владивостоке проходит торжественная церемония закладки Уссурийской железной дороги - первого звена Транссибирской магистрали.



А тем временем, продолжение "Смоленских верст" следует (и не за горами их окончание!)...


UPD/Обновление информации: Продолжение: "Смоленские вёрсты". Деревни-trophy. - здесь
Tags: Владимирский тупик, Смоленские версты, вело, весна, ржд, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →